Протопопов Борис Владимирович

7 апреля 1922 г. – 6 октября 1944 г.

Из документов, найденных в Центральном Архиве Министерства Обороны мы получили важную информацию, мы узнали день рождения Бориса Владимировича – 7 апреля 1922 года, его образовании, закончил 6 классов и школу ФЗУ, занимался в Щелковском аэроклубе и закончил Качинскую авиационную школу имени А.Ф.Мясникова.
Начал войну в 1942 году на 2-ом украинском фронте, летал на самолете Р-5.
С 1943 года-летчик 903 Краснознаменного Комсомольского авиа полка, воинское звание сержант. «… к выполнению заданий всегда относился с большой серьезностью… задания выполнял отлично… в ночь с 6 на 7 июня 1944 г. под сильным огнем противника сумел выйти на цель и с высоты 1100 м бомбардировать ее… сгорел склад горючего противника…».
За этот подвиг Борис Владимирович был представлен к ордену Славы 3-ий степени и ему было присвоено звание лейтенант.
Прадед летал на самолете У-2, которые фашисты презрительно называли  «русс фанер»,  потому что действительно был сделан из фанеры и горел как порох. Но по ночам устаревший самолет наводил на врага ужас. Большим преимуществом самолета была его возможность взлетать с любого малого аэродрома (размер небольшого футбольного поля) мог летать на высоте 50 метров (высота 16 этажного дома), что помогало с точностью сбрасывать бомбы. В последствии немецкое командование назначило награду: железный крест  и 2000 марок за сбитый У-2. В фильме «Оружие победы» самолету У-2 посвящена одна из серий. Самое интересное-в создание этого фильма принимал участие мой дядя, внук Бориса Владимировича-Протопопов Дмитрий Игоревич.
Самолетом управлял экипаж из 2-ух человек. С  Борисом вторым в экипаже был штурман Северсков Сергей Петрович «С Сергеем мы, как близнецы»,  говорил Борис сестре. Такая крепкая дружба была между летчиками.
Боевой товарищ Николаев Михаил Александрович после войны написал книгу о летчиках  «Добровольцы, шаг вперед!». Из нее мы узнали, что летчики в часы досуга играли джаз в оркестре полка.
«…Борис играл на барабане, он был весельчак и острослов все его звали просто Борей. Он. как-то быстро вошел в нашу эскадрилью и в коллектив полка. Этому способствовала, пожалуй, наша художественная самодеятельность. Протопопов, тогда еще сержант, пришел однажды на репетицию нашего джаз-оркестра и, улыбнувшись, со знанием дела заметил:
— Что это за джаз без настоящего ударника! — И тут же, взяв палочки, выкинул такое коленце, что все участники самодеятельности решили: быть тебе, Боря, ударником в джазе!
     Борис так сжился с оркестром, что со своим инструментом не расставался никогда, даже при выполнении боевых заданий. Барабан он хранил в гаргроте самолета.
     Летал новичок смело, я бы сказал, с улыбкой, как и играл в джазе. И, безусловно, не портил общего строя «боевой песни»...
      Эта книга помогла мне представить прадеда молодым, красивым, веселым и мужественным. Он очень хотел жить. Мечтал вернуться домой  с победой, мечтал отправить учиться в авиационный институт  младшую сестру Наденьку, мечтал жениться, его ждала невеста Лида. Но этим мечтам не суждено было сбыться. Лида получила письмо. В ночь с 6 на 7 октября погиб при выполнении боевого задания…похоронили его… в одной могиле… с его боевым другом Сергеем…450 м вост. Город Сарваш и 75 м. левее дороги Сарваш-Дюла…



Мечтой всех родственников было найти место захоронения прадеда в Венгрии. И только спустя 68 лет благодаря переписке на форуме «Венгрия взгляд изнутри», мы нашли место его захоронения в г. Дебрецене и смогли отпеть своего прадеда.
В 1954 г. могилу перенесли в г. Дебрецен на пл. Петефи. 
В 1967 г. памятник был разрушен, а новый был установлен в 1967 г. на кладбище.
Старший брат  Юрий, в честь брата и его невесты, назвал своих детей Борис и Лидия (это моя бабушка).

Письмо с фронта. Семейный архив.


Проничева Анна